Почему Базаров отказывается от исповеди, зная, что умрет

Главный герой романа «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенева — Евгений Васильевич Базаров, молодой и умный студент-медик, отпрыск нового поколения, которое отвергает старые ценности и консервативные идеи. Несмотря на свою интеллектуальную превосходство и смелость в исследовании науки, Базаров, на удивление, равнодушен к судьбе своей души. Именно поэтому, узнав о приближающейся смерти, он решает отказаться от исповеди и принятия последнего ряда таинств церкви.

Базаров априори отрицает существование Бога и души, считая это детскими фантазиями и вымыслами религиозных фанатиков. Для него наука является единственным источником знания и истиной, и он полностью подчинен ей. Именно поэтому, смерть для него не является ни пугающей, ни загадочной. Она просто биологический феномен, результат неправильной работы организма.

Кроме того, Базаров отрицает не только религию, но и любую форму авторитетности и власти, включая искусство, политику, общественные нормы. Он отказывается от принятия роли и от обычных конвенций. Его главная цель — наука и просвещение, и только они. Он стремится к универсальной истине, которую можно достичь только через объективный анализ и эксперименты. А исповедь, как несущая в себе элементы принятия веры и признания своих ошибок, противоречит всем его установкам.

Интеллектуальный Базаров и его отношение к религии

Базаров высоко ценит рациональность и логику, поклоняется исследованию и опыту. Он полностью предает себя науке и биологии, ищет объяснение жизни в чисто материалистическом взгляде. Для него религия — дань слабым искусственно созданным моральным нормам и запретам. Он верит в собственный ум и способность самого человека находить объективную истину через логическое мышление.

Базаров смотрит на религию как на негативное явление, которое подавляет личность и дает ложные надежды. Он полностью отвергает возможность существования непознаваемого и духовного, предпочитая видеть мир исключительно в его материализированной форме.

Не признавая религии, Базаров активно противостоит церкви и идеологии Православной церкви, утверждая, что она отстает от современных требований человечества и ее правила и нормы не имеют рационального объяснения.

Таким образом, Базаров отказывается от исповеди, потому что он убежден, что религия противоречит его рационалистическим взглядам на жизнь, и придерживается убеждения, что духовное и религиозное — чисто субъективные и ненужные сферы существования.

Изучение причин противоречия между наукой и верой

Одной из причин, по которой Базаров отказывается от религиозной веры, является его предвзятый подход к изучению мира. Он абсолютизирует науку и отрицает все, что не может быть объяснено ее методами. В его взглядах научное знание и факты становятся единственным источником истины и достоверности.

Базаров также отвергает религию, потому что она требует веры без доказательств. Для него вера основана на безосновательных предположениях и ложных утверждениях, которые не могут быть проверены и подтверждены научными методами. Его научное мышление и здравый смысл не позволяют ему принимать необоснованные утверждения, основанные на вере.

Еще одной причиной отказа Базарова от исповеди является его критическое отношение к церкви и религиозным институтам. Он видит святых и верующих как обманутых и слабых людей, которые используют религию для укрепления своей власти и контроля над другими. Для него религия – это всего лишь средство подавления и манипуляции.

Таким образом, Базаров отказывается от религиозной исповеди из-за своего научного скептицизма, отрицания бездоказательных утверждений и своего критического отношения к религиозным институтам. Это противоречие между наукой и верой стало одной из главных тем романа Тургенева и предлагает нам задуматься над природой и значениями этих двух подходов к пониманию мира.

Базаров как представитель рационализма и материализма

Базаров отличается своим скептицизмом и отрицанием некоторых моральных принципов, которые традиционно принимались в обществе. Он считает, что истина может быть достигнута только через научное исследование и практический опыт, а не через веру или интуицию.

Например, Базаров отвергает религиозные верования, считая их примитивными и лишенными научного обоснования. Он полагает, что религия – это всего лишь иллюзия, служащая средством контроля над обществом.

Базаров также отвергает романтическую любовь и эмоциональные идеалы, считая их нелогичными и нерациональными. Он придерживается мнения, что чувства и эмоции являются биологическими реакциями и не имеют никакого отношения к рациональному мышлению.

Кроме того, Базаров является убежденным материалистом. Он отрицает существование души и небесных сил, полагая, что все явления в мире объясняются физическими и химическими процессами.

В связи с этим, отказ от исповеди для Базарова – это еще одно подтверждение его рационалистических и материалистических убеждений. Он не верит в божественное прощение или жизнь после смерти, поэтому исповедь для него кажется бессмысленной и лишенной основания.

Таким образом, Базаров как представитель рационализма и материализма отвергает традиционные религиозные и эмоциональные ценности, придерживается научного и прагматического подхода к жизни и относится скептически к возможности послесмертного существования.

Критика религиозной ортодоксии и обрядовости

Базаров критикует религиозных людей за их слепое подчинение обрядам и традициям, которые, по его мнению, не имеют никакого смысла и не способны приносить духовное благо. Он считает, что религия является просто инструментом контроля и подавления индивидуальности, лишающим человека свободы мысли и действий.

В книге Базаров говорит: «Я несчастен, — добавил он после минутного молчания. — Я живой человек и я умру. У меня нет никаких доказательств для надежды на продолжение жизни после смерти, а такое продолжение мне было бы очень любопытно… Я знаю только, что каждое утро я встаю из постели, каждое вечер я засыпаю, — и пусть так и будет. Все остальное — болтовня и вымысел.»

Эта цитата отражает отрицательное отношение Базарова к религии и его скептицизм. Он не верит в абсолютные истины и считает, что религия и обрядовость — это просто опиум для народа, способствующий поддержанию статус-кво и укреплению власти церкви и правящих классов.

Базаров также утверждает, что наука и разум являются единственным источником истины и знания, а религия — это просто суеверие и фантазия. Он придерживается материалистического взгляда на мир и отвергает существование религиозных и метафизических истин.

Таким образом, Базаров отказывается от исповеди и религиозной веры, потому что он считает ее ненужной и неправдоподобной. Он выбирает путь науки и разума, стремясь открыть новые знания и преобразить мир полезными открытиями и технологиями.

Номер цитатыФраза
1«Я несчастен, — добавил он после минутного молчания. — Я живой человек и я умру. У меня нет никаких доказательств для надежды на продолжение жизни после смерти, а такое продолжение мне было бы очень любопытно… Я знаю только, что каждое утро я встаю из постели, каждое вечер я засыпаю, — и пусть так и будет. Все остальное — болтовня и вымысел.»

Базаров и секуляризация общества

Борис Николаевич Базаров, главный персонаж романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева, отказывается от исповеди не только из-за своего скептицизма и отрицания нравственных принципов, но и в связи с процессом секуляризации общества, который происходил в России в то время.

Секуляризация — это процесс отделения религии от сферы политики, науки и образования, а также снижение роли религиозных институтов в обществе. В 19 веке Россия переживала такую стадию своего развития, когда умственные и научные достижения стали приоритетом перед религиозными учениями.

Факторы секуляризации общества в России:
Развитие науки и прогрессивных идей. В это время в России активно развивались естественные науки, философия и социология, которые ставили под сомнение принципы и доктрины религии.
Модернизация и урбанизация. Российское общество начало проходить процесс индустриализации, увеличиваясь в количестве городов и развитию экономики. Это привело к формированию массовых слоев населения, которые уже относились к религии с недоверием или даже равнодушием.
Западное влияние. Россия начала активное осваивание западной культуры, идеалов буржуазного общества, французской революции и научного подхода. Это привело к распространению либеральных и рационалистических идей, которые отрицали религиозные доктрины и предпочитали научное объяснение явлений.

Сам Базаров является представителем нового поколения интеллигенции, которое воспринимало религию с большим скептицизмом. Его главными ценностями были наука и практика. Он не нашел в религии ответов на свои вопросы о жизни и смысле существования.

Отказ от исповеди был для Базарова победой над консервативными и религиозными традициями своего времени. Это было проявлением его независимости и свободы мысли, а также отличало его от старшего поколения, которое еще обладало религиозной консервативностью. Базаров стремился создать новое общество, основанное на рациональности и научном подходе, свободное от религиозных норм и догм.

Оцените статью